Эссе «Шеститочечный мост между параллельными мирами» — одно из победителей европейского конкурса «Брайль в моей судьбе». Его автор — жительница Казахстана Галина Фролова, слепоглухая.
Галина Ивановна Фролова родилась в Алматы в 1947 году. Слух утратила полностью в 28 лет. Через несколько лет начались проблемы со зрением. В 36 лет стала инвалидом первой группы по зрению. Тотальная слепоглухота настигла ее, когда она перешагнула полувековой рубеж. Весь окружающий мир остался только в ее памяти. Это труднейшее время было преодолением многочисленных психологических барьеров, время переосмысления всей жизни. Но вокруг были родные, муж, друзья, которые помогали ей выйти из замкнутого жизненного круга и вновь наладить жизнь.
В начале 2001 года ею был создан общественный фонд социальной поддержки и реабилитации инвалидов с бисенсорным нарушением (слепоглухих) «Мейірім». Фонд является первой и единственной в Казахстане организацией, призванной осуществлять всемерную поддержку людей, страдающих двойным сенсорным дефектом, а также членам их семей. Первым Президентом Фонда «Мейірім» стала и является до сих пор Г. И. Фролова. Галина и сейчас не бросает фонд, несмотря на отсутствие помощи и техники. Она человек активной жизненной позиции, любит общение.
Из Республиканской библиотеки
для незрячих и слабовидящих граждан
(РБНСГ) Республики Казахстан.
Шеститочечный мост между параллельными мирами
Как мучительно не хочется покидать царство Морфея, где все так ярко и красочно, а временами звучит дивная, неземная музыка. Вот и сегодня в каких краях удалось побывать? Но, кажется, уже наступило утро и пора возвращаться в мир реальный. Ночные сновидения, если запомнились и запали в душу, останутся пищей для размышлений в моей нынешней, такой бедной событиями жизни. Привычный взгляд в окно, за долгие годы превратившийся как бы в ритуал утренней встречи, в горы, так хорошо просматриваемый из окон моей квартиры. Высокие, с заснеженными вершинами, в этот ранний час серовато-синие, еще не освещенные яркими лучами солнца. А может, они сегодня хмурятся, покрытые дымкой? Как эта величественная картина меняется в течение дня? Горы, горы, навсегда запечатлевшиеся в моей памяти!
Отправляюсь на кухню готовить завтрак. Повседневные заботы моего незатейливого быта. Руки привычно выполняют домашнюю работу, с которой не так трудно справиться и тотально слепому человеку. За стенами моего дома оживленный шум давно проснувшегося большого города, живущего по своим законам: непрерывный поток машин и людей, спешащих по своим делам. Огромный мир совсем рядом, но отделенный от меня незримыми барьерами, откуда до меня не доходит ни единого звука, даже запахов. Только солнце, согревающее своими лучами, порывы ветра и капельки дождя, падающие в мои протянутые ему навстречу ладони, — связующее звено с таким знакомым до мелочей и любимым миром, где обитают люди. Миром, давно превратившимся в параллельный.
Небольшая квартира в многоэтажном доме — моя маленькая Планета, живущая неведомой для большинства людей жизнью. Сколько таких «планет» затеряно в «космических глубинах» больших и малых городов, кто населяет эти малые планеты? Как часто звучит там смех? И льются невидимые миру слезы, порой очень горькие. А если это слезы стариков и детей или молодых людей, полных жизненных сил, но отделенных от мира незримыми преградами, так трудно преодолимыми. Как вам живется, обитатели малых планет? О чем думаете, мечтаете, кто с вами рядом? Не превратились вы в одиноких узников своих жилищ?
Мысли, мысли и яркие картины прошлого, оживающие в моей памяти. Книги, книги, занимающие все пространство моего бытия.
Какие бы удары порою не преподносила нам Судьба, жизнь продолжается надо жить наиболее полноценной жизнью, хотя кому-то покажется, что это невозможно. Передо мной никогда не стоял вопрос: осваивать или нет шрифт Брайля. Полностью утратив слух еще в молодости, привыкнув получать весь объем информации в печатном виде, потеряв зрение, сразу приступила к освоению шрифта Брайля. Много страданий доставляло то, что приходилось разбирать текст почти по слогам, привыкая к новому для себя тактильному способу восприятия. Бывали моменты, когда хотелось все бросить, забыть обо всем: о своей слепоте, о причинах, столкнувших меня со светлой широкой дороги, прекрасно начавшейся жизни, на ее обочину, в черную колею, где все выдержать и продолжить полноценную жизнь могут только очень сильные духом.
Медленно, слово за словом, фраза за фразой училась читать заново. Мысли успевали сделать несколько оборотов вокруг экватора, прежде чем мне удавалось дойти до конца страницы. И надо все выдержать, идти вперед! Помощи ждать неоткуда. В моей стране нет реабилитационных центров, профессиональных психологов, помогающих людям, утратившим слух и зрение.
В те, пожалуй, самые трудные моменты моей жизни, когда даже самые близкие люди, не зная, как помочь, сводили все к гипер-опеке, удовлетворению физических потребностей — пище для тела.
Миновали годы, мои пальцы бегло скользят по страницам огромных брайлевских фолиантов. И вот уже горы Тян-Шаня моего родного города уступают место недоступным гималаевским пикам. Вслед за героями книг я переношусь в другую реальность. Богатый опыт прошлого, полученные знания позволяют увидеть неповторимую красоту природы с ее животным и растительным миром, народы с их самобытной культурой, и все, где есть полет для мысли, не знающих преград и расстояний. Иные Миры, Галактики и голубая планета Земля с ее прошлым и грядущим, и реальная жизнь наших дней — все, что волнует умы Человечества.
Если спросить у тотально слепоглухого человека о значении системы Брайля в его жизни, то получишь ответ: связующая нить, мост из мира безмолвия и одиночества в мир звуков и красок с полнозвучной гаммой оттенков и созвучий, в мир людей. Шеститочечный мост между параллельными мирами.
Гениальность изобретения Луи Брайля переоценить трудно. Всего шесть точек и их комбинации позволяют записать не только слова, го и сложнейшие математические формулы, нотную запись. Но в мире слепоглухоты шрифт Брайля используют и для передачи устной речи тактильным способом, о чем известно немногим людям. Точки, точки, прикосновения к фалангам пальцев или ладони, и для меня уже звучит голос собеседника.
Письмо по Брайлю, как и чтение, составляет неотъемлемую часть моей жизни. Семь клавиш пишущей машинки, иногда и брайлевский прибор и точки, точки, точки, быстро ложащиеся на бумагу, заполняющие страницу за страницей, образуют стройный рассказ. Письма, письма, так много говорящие нам друг о друге. Письма слепоглухих друзей, помогающие переносить труднейшие моменты жизни, дарящие радость общения. Письма от единомышленников из мира слепоглухоты, но яркие, пронизанные любовью к людям, желанием преобразовать мир для всех, кто нуждается в нашей поддержке.
Маленькие коробочки брайлевских дисплеев — заветная и несбыточная мечта для многих слепоглухих людей — вхождение в огромный информационный мир с его компьютерной техникой, сотовой связью, в век информационного бума.
Как далеко вы шагнули со своей технологической оснащенностью, люди третьего тысячелетия? Яркие краски экранов телевизоров и мониторов, ослепительно-оглушающая кричащая рекламная продукция — неотъемлемая составляющая современной жизни — не заслонило ли от вас все окружающее пространство? Оглянитесь, посмотрите, кто с вами рядом!
Хрупкие, маленькие пальчики слепоглухого ребенка, сжимающие грифель, пытающиеся как в веке 19 построить мост и выйти в мир людей. Не оттолкните, не сбросьте его на обочину жизни. Протяните руку и помогите ему, как и многим взрослым людям преодолеть преграды, познать мир и стать полноправным гражданином своей страны, своей планеты Земля. Помогите! Нам не выжить без вас, люди 21 века!
Материал предоставлен Натальей Кремневой — главным редактором общероссийского журнала для слепоглухих «Ваш собеседник».