Исследователи РЖЯ

 
Ахмедышева Надежда Адхямовна

Студент 5 курса Кафедры романской филологии факультета иностранных языков АГУ (Астраханского государственного университета).
Дипломная работа: Контрастивный анализ лексических и грамматических концептов в русском и французском жестовых языках глухих, научный руководитель доцент кафедры романской филологии Т. А. Ткачева.

В октябре 2009 г. Надежда Ахмедышева под руководством доцента кафедры Т. А. Ткачевой совместно со школой-интернатом для глухих стали победителями в конкурсе проектов «Школьник», представив проект «Контрастивный анализ языка глухих и языка слышащих в разных культурах: РЖЯ (русский жестовый язык) и LSF (французский язык знаков)».
15 марта 2010 г. на факультете иностранных языков состоялся 2-й научный студенческий семинар по жестовой лингвистике (научный руководитель — доцент Т.А. Ткачева), на котором присутствовали студенты с отделений французского, английского и японского языков 1–3 курсов. Семинар «Контрастивный анализ жестового языка в разных культурах» организован в рамках проекта «Школьник». Цель семинара — привлечь внимание к лингвистическому аспекту жестового языка, а также стимулировать научный интерес студентов к актуальным лингвистическим проблемам. (Был снят видео сюжет, который транслировался на телевидении, также был снят сюжет про жестовую песню, благодаря который можно изучать жестовый язык легко и интересно).
12 марта 2011 года в актовом зале главного корпуса Астраханского государственного университета состоялся Первый областной фестиваль интерпретации французской песни «Песня и жесты», где была представлена песня, исполненная на французском языке жестов Кристиной Архиповой, ученицей школы-интерната для глухих детей, и Надеждой Ахмедышевой, студенткой 4 курса факультета иностранных языков.

 
Бородулина Дарья Александровна

Окончила Кафедру филологии факультета гумантираного образования НГТУ (Новосибирского государственного технического университета) (2011).
Аспирант этой же кафедры.
Дипломная работа: Модальность в русском жестовом языке (2011), научный руководитель С. И. Буркова.

  • (Готовится к публикации в 2012) Средства выражения возможности и необходимости в русском жестовом языке глухих // Томск: Вестник ТГПУ, №1.
  • (2011) Модальность в русском жестовом языке глухих // Сборник тезисов докладов 26-й Международной конференции «Дульзоновские чтения», посвященной 110-летию со дня рождения А. П. Дульзона и 80-летнему юбилею факультета иностранных языков ТГПУ. Томск, 24–28 июня 2011 г. — Томск: ТПГУ. — с. 29–30.
  • (2011) Модальность в русском жестовом языке. Дипломная работа. Новосибирск: НГТУ.
  • (2011) Средства выражения модальности возможности и необходимости в русском жестовом языке глухих // Материалы XLIX Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Языкознание. Новосибирск, 16–20 апреля 2011 г. — Новосибирск: НГУ. — с. 92–94.
  • В соавторстве с Петровой Н. В. (2010) Способы выражения модальных и аспектуальных значений в языке жестов русских глухих // Материалы межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири-2010». Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — Новосибирск: НГАХА.

 
Есипова Мария Викторовна

Окончила Кафедру лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ (2011).
Аспирант этой же кафедры.
Дипломная работа: Особенности референции в жестовых языках (2011), научный руководитель Т. В. Васильева.

 
Кебец Павел Леонидович

Студент 4 курса Отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ.

 
Киммельман Вадим Игоревич

Окончил Институт лингвистики РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета) (2010).
Аспирант Университета Амстердама, изучает коммуникативную структуру в русском и нидерландском жестовых языках.
Дипломная работа: Базовый порядок слов в русском жестовом языке (2010), научный руководитель А. А. Кибрик.

Меня зовут Вадим Киммельман, и я изучаю жестовые языки. Занимаюсь РЖЯ с 2006 года, с 2008 также нидерландским ЖЯ.
Когда я начал заниматься лингвистикой, я задумался о том, что жестовые языки тоже являются языками, и интересно изучать их с лингвистической точки зрения. Конечно, скоро я выяснил, что я не первый, кому пришла в голову эта идея, однако русский жестовый язык действительно является малоизученным. Я начал учить жестовый язык, на курсах в Центре им. Зайцевой, и понял, что РЖЯ очень красивый, сложный и интересный с точки зрения грамматики.

Я написал несколько работ о русском жестовом языке, например, о порядке слов и о частях речи в РЖЯ, а также о нидерландском жестовом языке. Сейчас я являюсь аспирантом в Университете Амстердама, где я изучаю коммуникативную структуру в русском и нидерландском жестовых языках.

Персональная страница на сайте Университета Амстердама

 
Кудряшева Алина Кирилловна

Окончила Кафедра теории языкознания филологического факультета СПбГУ (2009).
Аспирант факультета антропологии ЕУ СПб (Европейский Университет в Санкт-Петербурге), занимается социолингвистической ситуацией в сообществе российских глухих.
Дипломная работа: Способы выражения модальности в чаплинском и науканском эскимосских языках (2009), научный руководитель Н. Б. Вахтин.

Изучением РЖЯ я занимаюсь с 2009 года. Получилось это в меру случайно, но это такое направление, что коготок увяз — и птичка пропала. Вообще изначально мне хотелось изучать литературу на жестовом языке (преимущественно поэзию), но оказалось, что, во-первых, в России это направление, прямо скажем, еще непопулярно, а во-вторых, чтобы изучать литературу, нужно сначала изучить язык, а где язык, там лингвистика, а где лингвистика, там и социолингвистика… А тут уж работы на двадцать лет небольшому исследовательскому институту.

В 2011 году я защитила магистерскую диссертацию на тему «Варианты языков и типы носителей в российском сообществе глухих», а сейчас пишу диссертацию под руководством И. В. Утехина, рабочий вариант темы пока звучит как «Социолингвистическая ситуация в смешанных семьях глухих и слышащих в РФ». Кроме того, тема, которой я хочу заняться, когда дойдут руки и будет возможность — это социолингвистическая ситуация в сообществе российских глухих в Германии. Надеюсь, получится, потому что очень интересно.

Кроме того, в свободное от отдыха время, я с переменным успехом пытаюсь составлять корпус письменного языка глухих.

  • (2012) Soziolinguistische Situation in Russische Gehörlosengemeinschaft in Deutschland. Проект исследования для Humboldt Universität Berlin.
  • (2012) Слышащие дети из семей глухих: что говорят дети? Доклад на аспирантском семинаре ЕУ СПб.
  • (2011) Варианты языков и типы носителей в российском сообществе глухих. Магистерская диссертация. СПб.: ЕУ СПб.
  • (2011) Глухие дети в семьях слышащих: что говорят родители? Доклад на аспирантском семинаре ЕУ СПб.
  • (2011) Грамматические особенности письменного русского языка глухих. Доклад на аспирантском семинаре ЕУ СПб.

 
Прозорова Евгения Валерьевна

Окончила Отделение теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ (2006), аспирантуру по кафедре ТиПЛ филологического факультета МГУ (2009).
Дипломная работа: Референциальные характеристики именных групп в российском (русском) жестовом языке (2006), научный руководитель А. А. Кибрик.
Кандидатская диссертация: Маркеры локальной структуры дискурса в русском жестовом языке (2006), научный руководитель А. А. Кибрик.

 
Шамаро Елена Юрьевна

Окончила Отделение теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ (2009).
Дипломная работа: Повторение предиката в нарративах на русском жестовом языке (2009), научный руководитель А. А. Кибрик.

Реклама