Аббат де л’Эпе

Если вы когда-нибудь окажетесь в городе Буффало штата Нью-Йорк и остановитесь перед школой для глухих St. Mary’s School, то увидите памятник аббату де л’Эпе, выдающемуся французскому учителю глухих. Автор памятника — Юджин Хэннон, выпускница Mary’s School.

Жизнь и деятельность де л’Эпе

Шарль-Мишель де л’Эпе (Charles-Michel de L’Épée) родился в 1712 году состоятельной семье в Версале, который был центром политической власти государства, ставшего впоследствии самым могущественным в Европе. Вся жизнь де л’Эпе окутана легендами, и для ключевых эпизодов его биографии обязательно существует несколько версий.

В молодости послушник Эпе хотел стать католическим священником. Однако то ли из-за отказа выступить против янсенизма, популярного в то время религиозного реформистского движения, то ли из-за нежелания давать обязательную при рукоположении в священники письменную клятву, согласно которой он должен был сообщать властям о признании в политических преступлениях, сделанных во время исповеди, Эпе был лишен духовного сана и отлучен от государственной церкви.

Он получает второе образование — изучает право. Но вскоре после того, как Эпе вступил в коллегию адвокатов, он был рукоположен в сан аббата — исключительно затем, чтобы дорога к юридической практике оказалась для него закрыта. Следуя идеям великих французских просветителей, Эпе решил посвятить себя безвозмездному служению бедным.

Есть несколько историй о том, почему аббат связал свою жизнь с обучением глухих. В одной из них рассказывается, как священник де л’Эпе во время одного из своих многочисленных посещений домов прихожан встретил двух маленьких девочек (возможно, близнецов), которые сидели в гостиной и шили. Их матери не было дома. Аббат сказал им несколько слов, но девочки промолчали в ответ, поэтому он счел их грубыми и невоспитанными. Но вскоре, когда вернулась мать, он понял свою ошибку: девочки были глухие. Аббат был очарован и глубоко тронут. Эта встреча вдохновила его на создание жестового языка и обучение ему детей, не владевших, по его мнению, никаким языком. Эти девочки стали его первыми ученицами.

В другой истории говорится, что аббат де л’Эпе очень беспокоился о том, что глухие лишены возможности участвовать в церковных таинствах. Согласно учению Церкви, из-за этого их ждала преисподняя. Аббат не знал, каким образом он мог что-то изменить. Однажды он заметил, как две глухие девочки разговаривают друг с другом на своем жестовом языке. Эпе начал изучать его и вскоре научился изъясняться, используя жесты. Продолжив свое исследование, он пришел к выводу, что глухие люди имеют свой жестовый язык и что на этом языке можно передать сложные религиозные идеи, т. е. путь к спасению глухих людей был найден.

Поводом взяться за незнакомое дело в столь зрелом возрасте (к тому времени аббату было около 50 лет) могла послужить и мимолетная встреча с двумя глухими девушками, произошедшая в кафедральном соборе, когда Эпе навещал своего родственника священника. Кто-то из духовных лиц занимался воспитанием девушек, а Эпе взялся научить их грамоте.

Так или иначе, аббат де л’Эпе решил посвятить себя обучению и духовному спасению глухих. По сей день Эпе иногда ошибочно называют изобретателем жестового языка и человеком, который научил глухих общаться с помощью жестов. На самом же деле вначале он сам учился у глухих языку жестов. Эпе исследовал элементарную систему жестов, которой пользовались глухие Парижа. Эта система легла в основу созданной им методической жестовой системы.

Количество учеников аббата постепенно выросло с двух до шести, а по некоторым источникам — до 40 человек. Успехи в обучении способствовали тому, что в 1754 году он открыл и стал содержать на собственные средства приют для бедных глухих, который к началу 1760-х гг. году становится первой во Франции общественной школой для глухих, позже названной Institution Nationale des sourds-muets de Paris (Национальный институт глухонемых в Париже).

До открытия этой школы образование было доступно только для глухих детей из состоятельных семей. Благодаря новой школе такая возможность появилась и у бедного сословия. Школа открыла двери для всех, и аббат был поражен количеством глухих детей бедняков, пришедших учиться.

Хотя изначально аббат преследовал цель религиозного образования глухих, его активная пропаганда и разработка систематизированного жестового французского языка дали возможность глухим впервые в истории законно защищать себя в суде.

Эпе издал несколько книг, в которых изложил свою методику обучения глухих. Он также начал работу над словарем жестового языка, которую завершил его преемник Сикар.

Аббат де л’Эпе умер в начале Французской революции в 1789 году и был похоронен в церкви Святогоо Роха в Париже. Через два года после его смерти Национальное собрание Франции признало его «Благодетелем человечества» и постановило, что на глухих распространяется Декларация прав и свобод человека и гражданина. В 1799 Национальный институт глухонемых в Париже получил государственное финансирование. Позже он был переименован в Institut St. Jacques. Парижская школа существует до сих пор, хотя в обучении она использует французский жестовый язык, а не методическую жестовую систему де л’Эпе. Она расположена на улице Saint-Jacques в Париже. Эта школа — одна из 4-х французский государственных школ для глухих (остальные расположены в Меце, Шамбери и Бордо).

Методика аббата распространилась по всему миру. В наши дни аббат де л’Эпе считается одним из отцов-основателей обучения глухих. Парижская школа и школы-последовательницы уделяют особое внимание освоению таких профессий и навыков, как печатное дело, плотничное дело, каменная кладка, садоводство и портняжное дело. Школа поддерживалась правительством и, частично, меценатами как место, где глухие могли жить отдельно от своих семей, в которых они оставались иждивенцами, и стать полезным членом общества.

Франция воздала должное заслугам аббата, выпустив в 1959 году марку с его изображением. Интересен тот факт, что, кажется, пришлось побороться за то, чтобы памятник в его честь был установлен в США. В киноколлекции Национальной ассоциации глухих есть небольшой фильм 1913 года с речью, в которой обосновывается необходимость установки в США этого памятника.

Что же отличало Эпе от его предшественников, и почему именно его имя вошло в историю? Дело в том, что Эпе открыл свою методику и процесс обучения для общественности и других учителей. Эта общедоступность, не меньше, чем достигнутые успехи, способствовала такому влиянию его методики, что ее следы и в наше время прослеживаются в методиках обучения глухих. Кроме того, Эпе организовал программу профессиональной переподготовки для иностранных педагогов, которые хотели учить в своих странах по его методике. В результате по всему миру были открыты многочисленные школы для глухих. Лорент Клерк, глухой воспитанник парижской школы, отправился в Северную Америку, чтобы стать одним из основателей местной школы для глухих, где также стали использоваться методические жесты де л’Эпе.

Некоторые школы для глухих в Германии и Англии, появившиеся одновременно с парижской школой Эпе, использовали устный метод обучения, делающий упор на речь и чтение по губам, в то время как Эпе был сторонником «мимического метода». Они тщательно скрывали суть своих методик и видели в Эпе соперника. Споры о том, какому методу следует отдать предпочтение, не утихают и по сей день. В память о тех временах устный метод иногда называют «немецким методом», а «мимический метод» — «французским методом».

«Мимический метод»

Метод де л’Эпе делал упор на использование жестов, основываясь на том, что то, что другие люди получают через слух, глухим естественно получать через зрение. Эпе признавал существование в Париже глухого жестового сообщества, но считал их язык, называемым старым французским жестовым языком, примитивным. Хотя он советовал слышащим педагогам школы учить эти жесты, чтобы использовать их в учебном процессе, сам никогда не использовал этот язык при обучении. Вместо него он изобрел уникальную жестовую систему, объединив уже существующие жесты с новыми, введенными для обозначения окончаний глаголов, артиклей, предлогов и вспомогательный глаголов французского языка. Система Эпе стала известна под названием «методические жесты». По сути, это была калька с французского языка. Система Эпе была громоздкой и неестественной. Например, слово «верить» передавалось при помощи пяти отдельных жестов — четырех со значением «знать», «чувствовать», «говорить», «не видеть» и одного, который указывал на часть речи — глагол. Слово «неясный» также передавалось с помощью цепочки из пяти жестов: внутренний-понимать-возможный-прилагательное-не. Глухой ученик (а впоследствии учитель) Лорент Клерк писал, что глухие никогда не использовали эту систему жестов вне класса, отдавая предпочтение своему способу общения — французскому жестовому языку. Хотя по свидетельствам истории методика Эпе имела большой успех, его последователи столкнулись с критикой тех, кто считал, что ученики больше имитируют жесты, а не вникают в их смысл.

При обучении Эпе, хотя и в меньшей степени, также использовал речь и чтение по губам. Кроме этого, ему приписывают создание одноручного дактильного алфавита, хотя сам аббат весьма презрительно относился к такому способу общения. При необходимости он использовал двуручный дактильный алфавит.

Искусственно созданная методическая система жестов нарушала саму основу теории де л’Эпе — принцип естественности. Она была малопонятной и чуждой глухим учащимся. Это, по-видимому, стало одной из причин ее «поражения» в 1880 году в Милане на Международном конгрессе, посвященному обучению глухих, на которому победу одержал «чисто устный метод» (подробнее о Миланском конгрессе).

Источники: Deaf Education Pioneer — Abbe Charles Michel De L’Epee, Abbé de L’Epée — Gründer der ersten Gehörlosenschule, Before Milan 1880, Charles-Michel de l’Épée, Обретение права на призрение.

Материал подготовлен © 2011 signlang.ru

Запись опубликована в рубрике Мировая история глухих, Новое время, Общая хронология с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.